Двухканальные стереофонические фонограммы
Определение «стерео...» происходит от греческого слова stereos, которое в одном из значений переводится как «объемный, телесный, пространственный» и применяется как часть слов, указывающая на объемность или на наличие пространственного распределения (например, стереометрия, стереокино).
Первый опыт стереофонической передачи был осуществлен Адером и Пускасом в 188г. на всемирной выставке в Париже. Он заключался в двухканальной передаче звука из оперного театра по телефонным линиям. Большой вклад в совершенствование теории стереофонии внесли в 30х гг. прошлого века работы немца Блюмляйна. К 1956 г. относится появление в широкой продаже первых стереофонических пластинок. В 1953 г. было предложено применять термин «стереофония» для всех способов передачи звука с двумя или более каналами. Поскольку в те времена массовое распространение получила наиболее простая двухканальная версия, этот термин за ней впоследствии и закрепился.
Стереофоническая двухканальная запись отличается от монофонической заданием направлений на источники звука. При стереофонии создаются кажущиеся (мнимые или «виртуальные») источники звука, которых не существует в реальном пространстве — они возникают лишь в сознании слушателя Термин «виртуальный» происходит от латинского virtualis — условный, кажущийся, который может или должен проявиться.
Механизм локализации виртуальных источников звука похож на аналогичный процесс для реальных источников, находящихся в помещении. Алгоритм анализа многолучевых акустических отражений, возникающих в помещении, сходен с алгоритмом локализации мнимых источников, созданные двухлучевым излучением пары колонок. При этом информация, передавав мая в обоих лучах, взаимосвязана и содержит материал для интенсивностной фазовой и тембральной локализации кажущихся источников звука. Главное отличие состоит в том, что слушатель должен размещаться в определенной строго ограниченной зоне пространства относительно пары колонок.