Разрешающая способность двухканальной стереофонии
В главе 10 мы выяснили список условий, при соблюдении которых стереофонические фонограммы предпочтительнее монофонических. Главным из этих условий является наличие пространственного впечатления (или объемности звучания), создаваемого у слушателя, когда местоположение источников звука может быть четко локализовано. Если четкой локализации не будет — большинство слушателей предпочтут простое моно. У монофонической фонограммы количество полезной информации о гармонической и мелодической составляющих звуковой картины почти такое же, как в стереоварианте, но объем общей информации, поступающей для слухового анализа, заметно меньше. Таким образом, плохая стереофония требует большей концентрации внимания, что не оправдывается усилением эмоционального впечатления.
Исходя из всего вышеизложенного перед звукорежиссерами возникает серьезная проблема, которая, к сожалению, не находит адекватного решения и современной практике звукозаписи. По крайней мере, в большинстве российских фонограмм либо вообще отсутствуют признаки стереофонии, либо законы объемного звучания так или иначе нарушаются. Поскольку задача достаточно серьезная, ее простого и бесспорного решения не существует. Полому большинство рассуждений о стереофонии, изложенные в данной книге, являются, скорее, основой для серьезной дискуссии на данную тему, чем прямым руководством к действию.
А теперь о сути проблемы. Думается, будет целесообразным введение пони ши «разрешающей способности стереофонии». Подойдем к данному определению, проведя некие теоретические рассуждения применительно к бытовому (домашнему) стереофоническому прослушиванию.
В соответствии с законом «первой волны», подробно описанным Хаасом в 1949 г., направление прихода звука оценивается на основании анализа прихода прямого звука. Если схожие звуки поступают с разных направлений с разницей по времени не более 50 миллисекунд, то мозг автоматически объединяет прямой звук и его повторения. В результате человек слышит один звук, но обогащенный информацией об акустике помещения. Если же прямой звук и его задержанные копии приходят с одного направления, то повторения воспринимаются слушателем уже как изменение тембра и не анализируются как информация о пространстве.