Предыдущая Следующая

Между тем, техническая революция сопровождалась и неизбежными жертвами. Развитие инструментов шло по пути наращивания их исполнительских возможностей, в угоду которым иногда приходилось поступаться качеством звука. Так, в XVII—XVIII вв. вышла из употребления нежная по звучанию продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. А звучание педальной арфы настолько противоречило акустическим традициям, что ее внедрение чуть было не потерпело полный крах.

Уникальные химические технологии и достижения современных точных наук позволяют дополнить классические конструкции многих инструментов новыми возможностями и исключить некоторые недостатки, характерные для промышленного производства времен XVII—XIX вв. Так, ударные инструменты приобрели пластиковые мембраны, струнные — синтетические струны, органы — бесшумные электрические компрессоры со стабилизаторами давления.

Акустические характеристики музыкальных инструментов

Все инструменты разные. Каждый имеет свои художественные возможности, обуславливающие их роль в ансамбле, и свои акустические особенности, накладывающие отпечаток на технологию озвучивания в процессе «консервации звука». При записи живых инструментов нужно постараться сохранить красоту их естественного звучания, подчеркнуть их индивидуальность, запоминающиеся особенности. Поэтому на акустические характеристики музыкальных инструментов следует обратить особое внимание.

С точки зрения звукорежиссера немаловажное значение имеют:

•          характер атаки и затухания звука;

•          частотный диапазон и спектр звучания с характерными формантами и шумами;

•          громкость излучения и динамический диапазон;

•          характеристика направленности излучения.

Характер атаки и затухания звука

Время атаки определяет виртуозные характеристики инструмента, возможность исполнения на нем коротких звуков. Короткая атака, как правило, порождает большое количество обертонов, в том числе расположенных в высокочастотной части спектра, что улучшает различимость инструмента в ансамбле. Так, например, ударные инструменты, особенно треугольник, всегда прекрасно слышны, даже находясь позади оркестра. У многоголосного инструмента от характера атаки зависит рельефность, прозрачность фактуры — полифоническая музыка на клавесине (атака около 10 мс) звучит гораздо прозрачнее, чем на органе (атака до 500 мс). Говоря научным языком, во время переходных процессов спектр сигнала имеет вид непрерывной (сплошной) характеристики с бесконечным числом спектральных составляющих, однозначно связанных по фазе. Характер атаки имеет настолько большое значение, что без этой фазы звучание разных музыкальных инструментов не различается даже самими музыкантами.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz