Предыдущая Следующая

У медных духовых инструментов (особенно у валторны и тубы) развертывание звука происходит медленно и, в отличие от ударных, начинается не с амплитудного пика, а с нуля, постепенно достигая полной амплитуды колебаний.

По окончании атаки наступает фаза удержания звука. Период стационарного состояния является наименее значимой частью звукового периода. Его главная роль заключается в формировании основного тона.

Не умаляя значения гармонических созвучий и мелодической линии, следует отметить, что эмоции у слушателя вызывают не столько они, сколько нюансы характерного исполнения. При этом главная эмоциональная информация заключается в первых, атакующих фазах звуков, что объясняется способностью слуха особенно остро реагировать на новые сигналы из-за изменения их спектрального состава. Исследования физиологии слуха позволили установить, что в слуховой системе, особенно в ее высших разделах, имеете множество так называемых нейронов «новизны» или «опознавания», которые включаются и начинают проводить электрические разряды, только если есть изменения в сигнале (включение, выключение, изменение уровня громкости высоты и другие). Если же сигнал стационарный, то эти нейроны не включаются, и контроль над звуком осуществляет ограниченное количество нейронов. Для музыкального исполнения всякие монотонность и постоянство являются губительными: слушатель перестает воспринимать информацию (эстетическую, эмоциональную, смысловую), поэтому в живом исполнен всегда есть динамика (музыканты и певцы широко используют различи; модуляцию сигнала — вибрато, тремоло и прочие). Апологет теории исключительной важности переходных процессов А. Веберн написал уникальное сочинение — «Шесть богателей для струнного квартета», в котором стационарное состояние практически отсутствует. Это произведение состоит из миниатюр размером от 8 до 13 тактов. За счет максимальной контрастности музыкального материала (постоянно изменяется темп, размер, обновляются тембры и характер звучания) внимание слушателя удерживается в неослабеваемом напряжении в течение 3,5 минут. А за счет предельной лаконичности слух не успевает утомиться. При прослушивании более масштабных сочинений Веберна, написанных в подобной технике, непрерывное восприятие переходных состояний становится невозможным — слух элементарно устает; воспринимая происходящее через призму стационарного состояния.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz