Предыдущая Следующая

Уоррен Куккурулло, гитарист,

работавший с Винни Колаюта

в ансамбле Фрэнка Заппц

Бог создал человека, человек создал музыку. Ударные явились самыми первыми инструментами (после голоса), способными ее выразить. Спустя некоторое время их наделили мистическими свойствами и стали использовать в религиозных действах. Так, ритуальные танцы в честь бога Диониса невозможно было представить без систра — трещотки, состоящей из скобы, на которую были нанизаны металлические пластинки. А шаманы до сих пор придают большое значение гипнотическим ритмам бубна.

Что является акустической основой ударных инструментов? В инструментах данного типа звуки рождаются в самозвучаших телах или перепонках приводимых в колебательные движения ударами палочек, колотушек или рук исполнителя. Ударные можно разделить на два типа — с определенной высотой звука (литавры, ксилофон, колокольчики и так далее) и без определенной высоты звука (бубен, тарелки, треугольник и другие).

Современному звукорежиссеру приходится записывать самые разнообразные ударные — от русских народных до африканских национальных. Попробуем рассмотреть особенности работы с наиболее традиционными группами инструментов из числа входящих в состав симфонического оркестра и большой ударной установки.

Тимпаны или литавры

Литавры (ит. timpani, фр. timbales, нем. Pauken, англ. kettledrums) классифицируются как определенно-высотный ударный мембранофон. Название инструмента, вероятно, произошло от позднегреческого словосочетания lito — много и tavrea — барабан. Первоначальное название инструмента — тимпаны — происходит от латинского tympanum, которое в свою очередь ведет свое происхождение от равнозначащего греческого «тумпанон». Греки произвели его от древнееврейского thop, от которого и образовали глагол «тупто», что значит «бить», «ударять», «выбивать». Из истории названия видно, что это древний и наиболее заслуженный представитель ударной группы симфонического оркестра. Римляне, не допускавшие ударных инструментов в своих легионах для военных целей и не желавшие вместе с тем ни в чем уступать своим предшественникам, широко пользовались ударными инструментами в играх и танцах. Свидетельствуя об этом, латинский историк середины I и начала II в. Марк Юстиниан Юстин говорит, что «не было такого празднества или пляски, которые бы не сопровождались звуками труб и тимпанов». Ученые, обобщая историю развития музыкальных инструментов, отмечают, что не было народа, в обиходе которого не находилось бы инструмента, аналогичного тимпанам. Не стали исключением страны Европы Литавры, первоначально малого размера, появились в Европе в эпоху крестовых походов. Употреблялись они в армии (преимущественно в кавалерии), а также в качестве церемониального инструмента, совместно с трубами. Самостоятельную роль в симфоническом оркестре литавры начали играть только в произведениях Бетховена.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz