Предыдущая Следующая

Поскольку большой барабан не обладает особой характерностью звука, он применяется преимущественно для поддержки всего оркестра при наивысшей громкости. Кроме того, его удары могут удачно изобразить специфические живописно-иллюстративные эффекты: пушечные выстрелы, гром и тому подобные.

Несмотря на то что звук большого барабана достаточно громкий, и при записи используется только незначительная часть его мощности, установка отдельного микрофона в непосредственной близости от излучающей поверхности помогает сохранить чистоту атаки. Если большой барабан начинает звенеть, либо микрофон, его озвучивающий, выходит за пределы допустимого воспринимаемого без искажений) звукового давления, к внешней мембране инструмента можно прикрепить глушители — специальные подушечки. В тех эпизодах, когда турецкий барабан не используется, но может создать паразитные резонансы, барабан можно задрапировать, накрыв сложенным в несколько раз чехлом от фортепиано.

Тарелки

На тарелках (ит. piatti, фр. cymbales, нем. Becken, англ. cymbals) играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте. В оркестре они появились во второй половине XVIII в. после войны с османами при исполнении так называемой «янычарской» (турецкой) музыки.

Металлические тарелки бывают разной величины — от 5 до 102 сантиметров в диаметре. Оркестровые тарелки представляют собой пару бронзовых дисков диаметром около 400 миллиметров, к центру которых прикреплены кожаные ремешки. Изредка в оркестровых партитурах используются так называемые античные тарелки — очень маленькие, обладающие определенной высотой звучания в высоком регистре.

На тарелках играют стоя, чтобы высокочастотный звук свободно распространялся в воздухе над плоскостью оркестра. При игре тарелки ударяют друг от друга (быстрым скольжением наискосок) или бьют колотушкой по краю одной из них. Удар правой сверху вниз и левой снизу вверх применяется обычно? на сильных и относительно сильных долях такта, тогда как удар в обратном направлении применяется на слабых и относительно слабых долях такта. Если исполнитель хочет прекратить вибрацию тарелок, он подносит их к груди, и колебания затихают. Некоторые композиторы используют весьма редкий прием игры, когда по свободно висящей тарелке ударяют палочкой от литавр либо деревянными палочками малого барабана. Неумелое и чрезвычайно опасное, при злоупотреблении, применение дополнительных возбудителей звука требует особого внимания звукорежиссера.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz