Какова акустическая природа гармони, баяна, аккордеона?
Основным звукогенерирующим элементом гармони является штампованная из латуни или дюралюминия рамка с прямоугольной прорезью, к краю которой крепится язычок. Материалом для язычка служит голосовая сталь. Оный язычок закрывает собой почти всю площадь рамки. Если смотреть на просвет, то виден свободный зазор в виде буквы «П» размером в несколько сотых долей миллиметра. При попадании в зазор воздушной струи язычок начинает вибрировать на определенной его размерами и материалом частоте. Каждый язычок настраивается на свою ноту. Металлическая рамка выступает в роли первого каскада акустического усилителя. Но и после него сила звука оказывается недостаточной. Усиленная рамкой звуковая волна поступает в резонансную камеру, выполненную из ели, которая, кроме функции усиления, обогащает основной тон дополнительными гармониками. Для каждой ноты объем еловой камеры подбирается отдельно. Рамки с резонансными камерами соединяются в блоки. К блокам подключается линейка клапанов, управляемая клавишами инструмента. При движении мехов внутри гармони создается недостаточное или избыточное давление, порождающее воздушные струи, проходящие через резонансные камеры с язычками. Поскольку язычки крепятся к рамке с одной стороны, они и звучат лишь при одном направлении воздушной струи — язычок —» рамка —» камера. На обратном потоке начинает работать дублирующая рамка, настроенная на тот же тон. Чтобы не расходовать воздух вхолостую, тыльный торец рамки (противоположный язычку) на обратном потоке закрывается полоской эластичной кожи. Если на правой клавиатуре 52 кнопки, значит, внутри инструмента имеется 104 язычка, столько же рамок и 52 резонансные камеры.
Устройство звукового блока левой части баяна не отличается от правой. И зменена лишь схема управления клапанами. При нажатии одной из аккордовых кнопок открывается сразу 3 или 4 клапана.